Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!


Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности


Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Малинина Оксана Викторовна, воспитатель.

«Развитие моторики рук в нетрадиционной

изобразительной деятельности».

Ум ребенка-

На кончиках

Его   пальцев.

В.И.Сухомлинский

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее  функции тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность дошкольника с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия; эмоциональной отзывчивости.

-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются  навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях с использованием  нетрадиционных материалов и техник ребята  получают информацию о разнообразии окружающего  мира, уточняют свои  представления  о цвете, форме, размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу, поэтому получают не только знания и навыки, но и радость  и удовольствие.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках  задуманное, ему достаточно сложно изображать предметы тонкими линиями.

Как известно, несёт вполне конкретную  художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных особенностей. Поэтому нетрадиционные способы обучения значительно облегчают ребёнку эту задачу.

Графические работы.

Можно использовать сыпучие материалы: уголь, пастель. Необходимо использовать шершавую бумагу, гладкую бумагу можно пошкурить  шкуркой. Углём можно сделать фон, размазать   ваткой, тряпочкой, затем рисовать; получится пространство. Гравюра на картоне доступна ребёнку 5-6 лет.

Материалы для графических работ:

-очень мягкий простой карандаш

-тушь

-перо

-фломастер

Пастелью хорошо рисовать на простых обоях; зафиксировать

рисунок лаком для волос.

В графике для выразительности любого рисунка используются линии (короткие, длинные, штрихи, точки, пятна, кляксы). Пушистость создаётся штрихами.

Виды линий.

Спокойная, динамичная, зубастая, волнистая, колючая, пружинистая, спиральная (улитка).

 

Упражнения на развитие мелкой моторики:

-«спиральки»  рисуем одновременно двумя руками, можно кисточками или другими материалами.

-«Заполни лист разными линиями». Можно применять три цвета акварели; краска сольётся, получится новый цвет. Можно придумать какое-то существо или несуществующего героя и дать ему название. Можно изображать причёски, траву.

Упражнение «Расколдуй деревья» (обрубки)- дети дорисовывают линиями листву, крону.

-«Нарисуй цветок в холодной стране» (лёд), дети используют острые, зубастые линии.

-«Нарисуй цветок в тёплой стране»- волнистые линии.

Игры-упражнения для точных движений руки.

-пройти по линии пальчиком, сухой кистью.

-нарисуй рядом линию, сохраняя расстояние.

-объёмная штриховка.

-преврати предметы в спиральки.

-посмотри, запомни и нарисуй (зрительная память).

-дорисуй картину.

-преврати геометрическую фигуру в предмет.

Упражнения на развитие творчества. «Преврати в кого-либо»

-дети обводят шаблончики (бабочка, киска и т.д.), дополняют линиями внутри и снаружи.

-«Преврати руку во что-либо». Много детских рук «дерево»; «чудо-дерево» (коллективная работа).

-нарисуй сказочное существо (гибридообразное) и дай ему название.

Работа с линиями.

Предлагаем ребенку поработать одновременно двумя инструментами. Скрепляем скотчем 2 фломастера для рисования узоров, предметов. На различные линии даем индивидуальное задание, а потом можно выполнить коллективную работу, объединить в сюжет «ковер-самолет», «шарф», «одеяло».

Ниткография. Кляксография.

Клякса- капаем тушь, акварель, гуашь на лист; складываем, либо накрываем сверху другим листом. Смотрим, на что похоже пятно, дорисовываем, фантазируем. Нитку х\б, примерно 40 см смазать кистью, протянуть через 2 листа бумаги, получаются разные отпечатки. Их можно дорисовывать, вырезать, составлять в композицию. Можно на кубик бичевками нанести узор (приклеить), и печать на листе.(коврики, одежду). Можно на коврик наклеить гофрированную бумагу, сделать печать (стены дома), на ручку, фломастер намотать бичевку в 1 слой, печатать (сеть для рыбака).

Гравюра на картоне.

Для основы- плотный картон, на него наклеивать можно какое-либо изображение из картона, веревочку, тесьму, кружево. Промазать все клише клеем ПВА, тушью или гуашью. Чтобы получился отпечаток, на клише наносим краску кистью или губкой, по густоте сметаны. Накладываем сверху чистый лист, прокатываем валиком или ложкой.

Печатание «живыми» листочками.

Можно использовать любые краски, бумага шершавая, листики с ярко выраженными жилками. Можно делать композиции на цветной и светлой бумаге.

Назад в раздел