Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.
Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!
воспитатель
Консультация для родителей
«МНЕМОТЕХНИКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ЧТО ОБЩЕГО?»
Память-это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которым он вступает в активное взаимодействие.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может служить запоминание последовательности цветов спектра с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 11одобныс приемы чрезвычайно эффективны в работе с детьми.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.
Дошкольный возраст —это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованием, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок»
|
|
|
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что в ней изображено; 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
|
|
|
|
|
|
|
|
Например: стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц- длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился.
В результате работы с использованием мнемотехники у детей:
воспитывается умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, заучивать стихи;
развиваются психические процессы: память (различные виды), внимание, мышление, что очень важно и при подготовке к школе и коррекции речевых навыков;
развиваются такие качества как умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
прекрасно идет коррекция звукопроизношения и знакомство детей с буквами, что предполагает более раннюю подготовку к овладению чтением;