Внимание!

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!


МНЕМОТЕХНИКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ЧТО ОБЩЕГО?


Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Царькова Юлия Владимировна

воспитатель

Консультация для родителей

«МНЕМОТЕХНИКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ЧТО ОБЩЕГО?»

Память-это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которым он вступает в активное взаимодействие.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может служить запоминание последовательности цветов спектра с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 11одобныс приемы чрезвычайно эффективны в работе с детьми.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Дошкольный возраст —это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованием, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

     

    Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок»

     

 

 

 

 

 

1.    Рассматривание таблицы и разбор того, что в ней изображено;

2.    Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

  1. Пересказ сказки с помощью и опорой на графические символы, т.е. отработка метода запоминания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например: стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц- длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился.

В результате работы с использованием мнемотехники у детей:

  • воспитывается умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, заучивать стихи;

  • развиваются психические процессы: память (различные виды), внимание, мышление, что очень важно и при подготовке к школе и коррекции речевых навыков;

  • развиваются такие качества как умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

  • прекрасно идет коррекция звукопроизношения и знакомство детей с буквами, что предполагает более раннюю подготовку к овладению чтением;

воспитывается любовь к народным сказкам, стихам.

Назад в раздел