Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.
Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!
Семенова Наталья Александровна - Воспитатель
Память – самая удивительная из наших способностей. Она позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и индивидуальность других людей.
Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «Я» - перестаёт существовать как личность.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, но это – господство непроизвольной памяти: ребёнок лучше запоминает всего все яркое, необычное, интересное. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребёнком действий, восприятия и мышления. Запоминания и припоминания происходят независимо от его воли и сознания: они осуществляются в деятельности и зависят от её характера. Ребёнок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
В 4-5 летнем возрасте в памяти дошкольника происходят важнейшее изменение – его память приобретает элементы произвольности. Ребёнок начинает осознавать и использовать некоторые приёмы запоминания.
В 5-6 летнем возрасте появляются первые попытки применения некоторых приёмов запоминания. В дошкольном возрасте можно и нужно обучать ребёнка запоминанию и припоминанию. Целесообразно одновременное обучение детей различным приёмам запоминания, так как они опираются на различные мыслительные операции. Несомненно, что обучать приёмам запоминания нужно и детей имеющих нарушения речи. У детей необходимо формировать специальные приёмы запоминания.
В основу таких приёмов может быть положен метод ассоциаций, в том числе последовательных ассоциаций. Такую работу можно совместить с этапом работы по автоматизации звуков в словах, предложениях, свободной речи, что позволяет одновременно решать несколько задач и повышает эффективность логопедической работы. Обучение приёмам запоминания и автоматизации звуков лучше проводить в игровой форме.
« Игры развивающие память ребёнка»
« Посмотри на меня и запомни слово».
Взрослый предлагает ребёнку запомнить 10 слов, используя при этом внешний вид человека.
Ход игры:
- Сравнить внешний вид членов семьи или других человек. Выяснить, что все люди выглядят по–разному, носят разную одежду.
- Рассказать, что можно запомнить слова, «привязывая» их к внешнему виду, одежде человека.
Например даны слова для автоматизации звука Р в прямых слогах: ураган, радуга, пирамида, карандаш, рыбка, горох, ручей, комары, макароны, парус.
«Привязываем» слова к внешнему виду человека. Волосы торчат, как будто во время урагана. Прическа – это ураган. Платье разноцветное, как будто радуга.
Платье – это радуга. На платье много пуговиц как частей у пирамиды.
Пуговицы – это пирамида. В карман можно положить карандаш. Карман – это карандаш. На кармане вышивка как будто плывёт рыбка. Вышивка – это рыбка.
Поясок висит как усы у гороха. Поясок – это горох. Юбка переливается как вода в ручье. Юбка – это ручей. Складок на юбке очень много как рой комаров.
Складки – это комары. Гольфы длинные как макароны. Гольфы – это макароны.
Шнурки на туфлях как верёвки у паруса. Шнурки – это парус.
«Лишние слова»
Взрослый предлагает ребёнку запомнить пять слов. Для этого надо составить рассказ и представить его как мультик на экране. Надо постараться, чтобы этот рассказ был интересным, неожиданным, весёлым.
После того как ребёнок расскажет вам свою сочиненную историю, продолжите с ним игру. Он прочитывает вам 10 слов, среди которых будет 5 уже знакомых и 5 «лишних». Ребёнок должен услышав знакомое слово хлопнуть в ладоши.
Ход игры:
- сообщите ребёнку первую часть игры (составление рассказа), провести эту часть игры – выслушав составленный ребёнком рассказ;
- объяснить ребёнку вторую часть игры (запоминание слов), довести игру с ребёнком до конца;
- для усложнения вы можете увеличить количество знакомых и «лишних» слов, ускорить темп чтения, изменить порядок знакомых слов и добавить к ним «лишние», предложить ребёнку вспомнить и назвать основные слова, а затем «лишние».
Например, даны слова для автоматизации звука Р в словах со стечением согласных: простыня, трава, грузди, грач, красавица.
Вариант составления истории. Однажды простыня упала на траву и увидела грузди. Но тут прилетел грач, сорвал их и унес своей любимой красавице.
Затем предложите ребёнку найти знакомые слова среди следующих слов: прутик, грызуны, трава, крыша, простыня, красавица, цифра, грач, дрова, грузди.
«Собери цепочку»
Взрослый даёт ребёнку набор картинок с изображением 10 предметов. Надо составить цепочку картинок, соединив их стрелками в любой последовательности.
Ребёнок строит самостоятельно свою цепочку ассоциаций и запоминает все картинки. Затем взрослый предлагает ребёнку уже без картинок восстановить свою цепочку, называя слова в последовательности, установленной им самим.
Используя эту игру на этапе автоматизации звука, подбираются картинки, в названии которых есть нужный звук.
24 августа 2013 г.